На днях увидела и сильно прочувствовала тонну историй физических наказаний от родителей, вербального подавления, игнорирования жизненно важных потребностей, лишения радостей. Почти сутки была в подавленном состоянии и заболела. Меня в детстве не били, не пороли ремнём, помню пару раз в угол ставили ненадолго, но стыдили за промахи, ругали за ошибки.
В детском саду ругали и даже за спиной осуждали самостоятельность, «ишь, нашлась умница!». Свою воспитательницу я не любила, и сейчас ничего к ней не чувствую. Нас обтесывали до уровня удобных предсказуемых человечков, чтобы быстро и автоматически выдавали социально одобряемую реакцию, чтобы ходили строем, засыпали быстро и вовремя, кушали за 20 минут, подчищая тарелки, иначе в несчастного нехочуху впихивали за 3 минуты все, что не съел, затыкали рот, не давая выражать эмоции. Это считалось нормальным в общении с детьми. Такое время было.
Сейчас многое изменилось, но скелеты в шкафу напоминают о прошлом.
В какой момент мы чувствуем, что сейчас закипим и пар из ушей и огонь гневных слов обожжет ребёнка, а звонкие шлепки навсегда отпечатаются в сердце ребёнка, лягут тяжелыми воспоминаниями?!
Мне было уже 30 лет, когда я случайно попала на встречу будущих педагогов развивающего центра. Нам дали следующее упражнение. Я лежу на полу, моя коллега, назову её Ирина, стоит сверху и бросает на меня 10 лёгких игрушечных мячиков. Моя задача уворачиваться от них. Мой результат 7, я довольна. Следующий шаг - Ирина бросает мячики и ругает меня. Тело не слушается, «я рохля, бестолочь и неумеха, как всегда, я тебе говорила, да что ты лезешь». Мой результат - 3. Я подавлена, мне плохо, я хочу закончить упражнение и уйти, а Ирину никогда не видеть больше. Но упражнение продолжается. Теперь шарики летят, Ирина поддерживает меня, подбадривает. Мячики летят, я уворачиваюсь, очень стараюсь, но результат 5. Это лучше, но я могу больше, я же помню, что могла только что, но я все ещё не в ресурсе, тяжёлый осадок.
Целый год осторожно общалась с «Ириной». При этом она гениальная женщина, супер-мама и жена, ее все любят и уважают, она столько прекрасного и полезного делает для людей и для меня. Если бы половина женщин была такими, мир расцвел бы! Я боролась со своим осадком и только через год смогла растворить его.
Теперь представьте маленького человека, бесконечно вам доверяющего, на генетическом и энергетическом уровнях привязанного к вам. Родители это Вселенная для ребёнка. И вот Вселенная ежедневно угрожает, манипулирует, стыдит, запрещает, раздаёт тычки и шлепки. Как можно после этого оставаться добродушным, радостным, игривым, здоровым?
Я вижу, что чем больше я устала, чем больше работала, даже ради детей, чем меньше спала, чем меньше занималась наполняющими меня практиками, тем вероятней шанс быть раздражительной, холодной, вероятней возможность проигнорировать просьбу ребёнка, пропустить его чувства, не имея ресурса быть терпеливой мамой.
Чтобы понять, каково быть ребёнком, на которого кричат или бьют, достаточно пройти вышеуказанное упражнение. Очень мотивирует менять ситуацию. Но как? Самое первое нужен эмоциональный и физический ресурс. То есть важно вовремя отдыхать, наполнять себя, задолго предугадывая приближение состояния выгорания. А дальше есть масса инструментов. Самый простой и немного забавный от Людмилы Петрановской. В момент, когда хочется закричать на ребёнка, займите минимальное количество места в пространстве (сгруппироваться, присесть). Из этого положения совсем неудобно ругаться. Есть ещё простые варианты - выйти в другую комнату на несколько минут (равные возрасту ребёнка), глубоко подышать, увидеть себя со стороны, проговорить свои эмоции ребёнку («мама сейчас злиться, расстроена и т.д.), услышать голос сердца, зов совести (вариации к быстрому погружению: молитва, мантра, песня, которые возвышают).
Это очень странно, что мы кричим на детей. Это нечестно. Они не могут нам ответить, мы как будто безнаказанны в краткосрочной перспективе. Но ваше лицо накрепко впечатывается в подсознание ребёнка, его Вселенная, изначально прекрасная, дружелюбная, безопасная пронзается гневными взглядами, кричащими ртами.
В детской Вселенной возникает «пробоина», чёрная дыра, куда медленно будет утекать детская радость, непосредственность, доверие миру, творческие порывы, смелость самовыражения, здоровье в целом. И так при каждом конфликте. И каждый раз хрупкие плечики ребёнка поднимаются, головка опускается, тельце и весь он в целом сжимается, как пружина, ещё чуть-чуть. И вроде помирились, и конфету купили, и кино, и мяч... Но пробоина уже случилась, и пружина сжалась ещё на миллиметр. Это и есть «вложения» в ребёнка. Если Вселенная ребёнка дружелюбная, чистая, первозданная, мощная, цельная, то в зрелости вы будете друзьями, очень вероятно, вас ждёт общение в уважении, поддержке и принятии. Если Вселенная ребёнка зияет чёрными дырами, а пружина сжалась до упора, то в момент взросления ребёнка пружина с огромной силой выстрелит всеми прелестями подростковых девиаций.
Выбор всегда за нами. Сердце, я слушаю тебя!
Анна Каширина